Как не раздражаться и достойно выходить из любой спорной ситуации, как выяснить, в какой конфликт вас втянули, как отделить эмоции от цели и сменить стратегию – читайте ниже. 

Определите тип конфликта, в котором вы задействованы

Сначала разберитесь, какого характера конфликт нужно решить. Есть два вида, скрытый и открытый, и состояние постконфликта. У каждого типа одна цель – оба оппонента хотят победить. А исход конфликта почти непредсказуем: зависит от эмоций, стратегии и собственно поведения. Да и разрешение конфликта не менее опасно, ведь нужно подумать о перспективе отношений с бывшим конкурентом.

Скрытый конфликт. Здесь нет демонстративного выяснения отношений. Если вы испытываете раздражение к коллеге и видите, что тоже ему неприятны, но оба ничего не предпринимаете – у вас латентное противостояние. Это может быть как началом конфликта, который перерастет в скандал, так и самостоятельным видом столкновения интересов. В любом случае это период, чтобы подумать и выбрать дальнейшее развитие отношений в конфликте.

Открытое противостояние. Стороны открыто показывают окружающим, что они не согласны друг с другом. Высказывают взаимные претензии тет-а-тет или в присутствии коллег. Открытое противостояние может быть либо коротким – скандал, либо растянуться надолго – периодические ссоры и столкновения. Выбрать модель поведения на этой стадии нужно оперативно, ведь изменить ее будет уже сложно.

Постконфликт. Если конфликт решили, это не значит, что не осталось взаимных претензий. При этом не обязательно победа будет полезна, а проигрыш навредит. Важна ситуация вокруг: атмосфера в коллективе, отношение к вам персонала и руководства. Все в совокупности может привести к новому конфликту, превратить вчерашнего победителя в изгоя, а аутсайдера – в героя для коллег.

Описание конфликта (см. рис. 1)


Разделите конфликт на эмоции и цели

В конфликте есть две составляющие: то, что касается конкретного вопроса, и то, что затрагивает личные взаимоотношения или статус. Разделите два эти аспекта и быстрее найдете выход из неприятной ситуации.

Два вопроса, чтобы разделить эмоции и цели в противостоянии (см. рис.2)

Выберите, какая эмоция вам ближе

Когда вы осознали различия во мнениях, у вас появляются эмоции двух видов по отношению к ситуации и оппоненту – гнев и страх. Посмотрите, какая ближе вам. Исходя из этого поймете, какое поведение вы выбираете в конфликте.

Гнев. Вы испытываете ярость, как только понимаете, что ваши интересы хотят ущемить или просто с вашей точкой зрения не согласны. В этой ситуации вы стремитесь неосознанно подавить противника. Либо выбираете сотрудничество для решения конфликта. Если стратегия подавления уже срабатывала прежде, то будете пытаться навязать свое мнение вполне осознанно, просто потому, что раньше получалось. То есть вам важно принудить оппонента принять ваш взгляд или решение. Если он идет на уступку, вы выиграли с минимальными затратами.

В отличие от подавления оппонента, сотрудничество связано с принятием интересов другого, если силы примерно равны. Но свои интересы остаются самыми важными, поэтому сотрудничество может в любую минуту прекратиться, если у одной из сторон «сдадут нервы» или противники поймут, что диспозиция сил резко изменилась.

Страх. Вы оцениваете своего конкурента как заведомо более сильного соперника. Скорее всего, ваша неосознанная модель поведения – избежать конфронтации. Раз оппонент сильнее вас, значит, он может причинить неудобство. Вряд ли вам грозит физическая расправа, но опозориться перед коллективом или лишиться работы вы вряд ли хотите. А ваш противник как раз может вам в этом «помочь». В этом случае вы принимаете его победу в конфликте.

Избегание – не единственный вариант решения разногласий состороны напуганного человека. Еще есть компромисс. Компромисс – это полная противоположность сотрудничества. Потому что на компромисс идут те, кому не так уж и важны свои интересы, а уж чужие – и подавно. Они готовы поступиться своими желаниями, лишь бы избавиться от противостояния.

Измените стратегию

Вам нужно избавиться от неосознанного поведения. Для этого сначала осознайте свои эмоции и поймите, что они деструктивны при решении конфликта. Страх – индикатор слабости, вас просто решат «задавить», если вы будете демонстрировать свою запуганность. Гнев – показатель неуравновешенности. Поэтому используйте интеллектуализацию. Этот психологический термин означает, что анализ ситуации выгоднее эмоциональных всплесков.

Вас обуревает ярость. Постарайтесь осознать, что вы просто меняете отношение к ситуации. Раньше вас все устраивало или хотя бы не волновало. Теперь что-то изменилось. Возможно, вас просто злит сам факт противодействия. В любом случае гнев показывает, что необходимо изменить старую ситуацию. И, конечно, построить что-то новое – ну, тут уж как пойдет.

Смысл в том, чтобы потратить мощный заряд энергии не на склоку, а на разрушение прошлой неудобной ситуации. Вам выгоднее не проявлять одну негативную эмоцию, а выбрать агрессивную стратегию поведения. При этом вы переключитесь на изменение ситуации, точнее – на разрушение препятствий, вместо того чтобы беситься по поводу какого-то человека, который не согласен с вами.

Если не поменяете стратегию, обязательно найдется тот, кто «размажет по стенке», потому что на него не действуют припадки ярости. Поскольку это будет для вас неожиданным, вы окажетесь уязвимы. В этом случае вам понадобится квалифицированная помощь, чтобы пережить шок.

Боитесь оппонента или тревожитесь из-за конфликта. В этом случае противник воспринимает вас как уже проигравшую сторону. Это неприятно, но может сыграть вам на руку. Рискните и спровоцируйте новое противостояние. Не демонстрируйте агрессию, просто сделайте те шаги, на которые ваш противник должен ответить. Например, напишите ему письмо в рамках работы над проектом. Если он не ответит или попытается нагрубить, вы будете в более выгодной позиции: он срывается на эмоции, а вы остаетесь беспристрастным профессионалом.

Вместо того чтобы переживать из-за силы вашего оппонента, оцените получше свои ресурсы. Средствами для решения конфликта могут быть ваши принципы, которые дают возможность противостоять окружающей действительности. Другие люди и их поведение также могут быть вашим ресурсом.

Кроме того, пока вы ищете пути решения конфликта, вы тянете время. Время – самый мощный ресурс. В любой момент диспозиция изменится, и тот, у кого были ресурсы, например поддержка руководства, может их лишиться. Пока не проявляете гнев, вы в более выгодной позиции. Окружающие не считают вас агрессором, значит, вы не можете вызывать яркой антипатии. Поэтому чем дольше будет длиться конфликт, тем выше ваши шансы остаться победителем.

Проанализируйте поведение оппонента

Наши действия зависят от поступков окружающих. Вы можете выйти победителем из конфликта, если будете думать об эмоциях и образе действий конкурента. И исходя из этого выстраивать свое поведение.

Ваш соперник демонстрирует ярость. Заставьте его ошибиться. Он уже потерял контроль над собой, осталось потерять контроль над ситуацией. Создайте неопределенность, для этого не показывайте свою реакцию на его поведение. Агрессивно настроенный человек ждет только два вида ответа: уступку из-за страха и ответную агрессию от схожего с собой противника.

Если ваша реакция будет непредсказуемой, это создаст напряжение. Из-за этого противник решит действовать, причем любым способом, лишь бы избавиться от неопределенности. И тут он вероятнее всего допустит ошибку. Если и не сделает промах, то по крайней мере пойдет на уступку, опять же из желания выйти из опасной ситуации быстрее.

Ваш оппонент вас боится. Казалось бы, что может быть лучше – вы априори победитель. Но нет: подумайте о причинах и последствиях конфликта с таким человеком. Не создаст ли он из вас образ врага для окружающих? Не будет ли он использовать стереотипное мышление коллег, чтобы настроить их против или выставить вас неуравновешенным человеком?

А если вас воспринимает как угрозу топ-менеджер или сотрудник с личными связями с руководством? Он спровоцирует конфликт, чтобы избавиться от вас. Прежде чем нападать, проанализируйте причину. Возможно, кто-то разыгрывает «турецкий гамбит» – готов проиграть спор, но дискредитировать, чтобы потом избавиться от вас.